Проблема современных детей заключается в том, что они не умеют думать. Перед ними открыт целый мир интернета и сердобольных родителей, которые в любой момент могут дать готовый ответ.
На автомате зашел в интернет, на автомате поклацал мышкой, на автомате прочитал, воспользовался нужной информацией, и тут же забыл. Ну или другой вариант – спросил у родителей, а они, опять же, на автомате дали готовый ответ. И еще один – подставил формулы, сошлись ответы – круто! Вариантов, на самом деле, много. Но все они сводятся к одному — современное образование учит находить источники информации и пользоваться ей. А кто научит ребенка думать?
Этим должны заниматься родители, причем, чем раньше вы начнете, тем лучше.
5 способов, как научить ребенка думать
Главное придерживаться игрового принципа, чтобы не отбить у ребенка охоту к мыслительным процессам. И, ни в коем случае, не ругайте ребенка, если у него что-то получается, не принижайте его интеллектуальных способностей.
Загадывайте и разгадывайте загадки
Банально, зато действенно. Даже элементарная загадка «четыре ушка, два брюшка» может включить мыслительные процессы малыша на целый день. Не сдавайтесь, и не говорите отгадку сразу же после пятиминутных уговоров.
Но! Более эффективным методом в процессе обучения является не разгадывание загадок, а их загадывание. Не готовых загадок, а своих! В процессе придумывания своей загадки включается не только воображение, но и мышление, и та самая пресловутая соображалка – как бы так сказать, чтобы не выдать ответа в самом вопросе.
Немаловажный момент – игра в загадки не должна быть односторонней. Вы должны быть полноценным участником процесса. То есть и загадывать готовые/свои загадки и разгадывать их. В процессе разгадывания никогда не просите у ребенка сказать ответ, попросите дать подсказку, это еще раз заставит ребенка подумать над тем, что же такое сказать, чтобы и приблизить вас к ответу, и не выдать его слишком очевидно.
Не давайте ребенку прямых ответов
Родители – это, конечно, авторитетные взрослые, которые знают всё. Но подвиньте своё ЭГО и вечную нехватку времени в пользу ребенка.
Не давайте прямых ответов – задавайте наводящие вопросы.
Пусть ребенок не полностью, но частично придет к ответу сам.
Важным психологическим аспектом в личном наводящем вопросе является обращение к ребенку по имени, то есть, например, не просто «а как бы ты сделал это», а «Серёжа, а как бы ты сделал это». При такой формулировке вопроса ребенок фокусируется на самом вопросе и способе его решения, исходя из своего личного опыта (даже если его нет – не важно, включится фантазия), а не в паническом перебирании вариантов, что бы сделал папа/брат/дедушка или вовсе его игнорировании.
Отойдите от шаблонов
Шаблон – это, практически, готовый ответ. Разрыв шаблона – это интересный инструмент в поиске других ответов, переосмыслении ситуации и так далее. Грубо говоря, разорвав шаблон, вы заставите ребенка думать.
Как это сделать? А проще простого. Возьмите какой-нибудь предмет домашнего обихода – любой, и предложите поиграть в игру, кто придумает больше вариантов нестандартного использования данного предмета.
Например, пусть это будет прищепка или зубная щетка. Шаблон, который заставляет выполнять автоматическое действие без включения «думалки» — вешать постиранное белье/чистить зубы разорвется, и мышление начнет активно искать другие варианты.
Ну а соревновательный элемент лишь подстегнет интерес и добавит игровой аспект.
Составляйте истории
Да, именно составляйте, а не придумывайте. Сначала вместе с ребенком, затем, опять же – в соревновательно-игровой форме.
Придумать историю о мальчике, девочке или собачке достаточно легко. А вот попробуйте составить историю по заданной цепочке слов, абсолютно несвязанной между собой:
Банка, пешеход, холодильник, небо, огонь, машинка, пистолет, цветок…
Задачка сразу усложнилась, не так ли? Не каждый взрослый сразу найдется, что сказать.
Возьмите это упражнение (а это именно упражнение) на заметку. Оно обязательно пригодится в будущем. Дети мыслят образами, но не умеют их связывать. А между тем, умение связывать образы – это уникальный инструмент мнемотехники (метод развития памяти). О том, как развить у ребенка память, мы еще обязательно поговорим, и вернемся к этому навыку.
ребенка память, мы еще обязательно поговорим, и вернемся к этому навыку.
Создавайте проблемы
Да, наши дети растут в очень комфортных условиях, и именно комфортные условия всегда являлись причиной упадка культуры и деградации населения – с уроками истории не поспоришь.
Можно начать с простого, решите школьную задачку максимально правдоподобно, но так, чтобы ответ не сошелся с правильным. Пусть ребенок найдет ошибку в вашем решении.
Высасывайте эти проблемы из пальца, если вам будет угодно, но создавайте условия, в которых ребенку пришлось бы подумать, как выйти из той или иной сложившейся ситуации.
Проколите или продырявьте шланг на даче. Проблема на лицо – вода убегает, на грядки попадает мало, а вот дорожку всю забрызгало. Пусть ребенок попробует справиться с продырявленным шлангом, задачка, между прочим, не из самых лёгких.
Выключите пробки в электрическом щитке в подъезде. Пусть ребенок сам дойдет до мысли, что проблема только ваша – ведь в подъезде и в других квартирах свет есть!
Подобные проблемные ситуации можно и нужно создавать пару раз в месяц. Вот только в сложности их исходите из возраста и индивидуальных особенностей своего малыша. Тогда вы научите его не паниковать перед проблемой, а искать пути её решения.
Ну и напоследок, не стройте из себя всеумеющих всезнаек, дайте ребенку понять, что и взрослые люди постоянно чему-то учатся и думают!