Как только ребенок начинает свободно перемещаться по квартире и активно исследовать пространство, в его жизни появляется первое «нельзя». Конечно, ребенок набьет шишек, прежде чем уяснит значение этого слова, но не стоит намеренно подвергать опасности, «потому что так он сразу поймет», — некоторые родители действительно так думают, позволяя ребенку обжечься или удариться. Он поймет, верно, но поймет и другое: мир жесток, а взрослые не способны его защитить. Еще одна крайность — «нельзя» на каждом шагу. Даже если заменять на «нет», «не надо», «опасно», «не трогай» и прочее, все равно употребляются слова, препятствующие действиям. Ребенок перестает воспринимать запреты, так как их слишком много.
Как научиться запрещать? Как научить принимать запреты? Эти вопросы волнуют каждого родителя. Психологи советуют соблюдать следующие правила.
Во-первых, слово-запрет должно подкрепляться тревожной интонацией голоса и объяснением, почему нельзя. Если мамино лицо не выражает тревоги, слово не несет нужной информации — предупреждения. Пояснить причину можно как на собственном примере (мама не трогает, не берет, не делает), так и показывая картинки, читая стихи — сейчас в продаже достаточно детских книг на тему, как не попасть в беду.
Во-вторых, чем младше ребенок, тем меньше должно быть запретов. Их число определяется возрастом ребенка, умноженном на два: в один год — два запрета, в два — не более четырех и так далее.
Самое главное — нельзя все то, что опасно для жизни и здоровья. Родителям под силу обеспечить безопасность в доме, где живет малыш: специальными накладками закрыть острые углы, розетки, убрать провода, чистящие средства в недоступные места, зафиксировать дверцы шкафов, закрепить неустойчивую мебель, готовить на дальних конфорках, резать на значительном расстоянии от края стола — тогда и количество «нельзя» сократится, и нервы сберегутся.
Снизить иные ограничения возможно, разобравшись с их причинами. Допустим, мама не хочет стирать одежду — следствие: нельзя валяться, вставать в лужи, играть в мокром песке; папа не выносит шума — нельзя бегать, кричать. Если родители разберутся со своими (!) проблемами, то и ставить рамки не придется.
Обучая ребенка правильному поведению в различных жизненных ситуациях, взрослые сведут на нет постоянные окрики. Не переходить дорогу на красный свет, не мусорить на улице, не обнимать бездомных животных, не замахиваться палкой на собаку, не ломать ветки деревьев, не кидаться песком, камнями — все это и многое другое дети могут усвоить во время прогулки и по примеру старших. Естественно, на все «почему нельзя» нужно обстоятельно отвечать.
Со временем отдельные запреты теряют актуальность. Подросшему ребенку можно позволить то, что не дозволяется малышу: порезать огурец или намазать масло на хлеб (вместе со взрослым или под присмотром), включить бытовой прибор в розетку, установить программу для стиральной машины. Воспитание самостоятельности — альтернатива запрету: нельзя самому, но можно вместе.
И третье. Запрещая, родители должны быть едины. Если мама сказала нет, а папа разрешил, то ребенок, который верит обоим, начинает путать понятия можно — нельзя, хорошо — плохо, испытывая психологическое напряжение. Притом необходима последовательность: утром позволили, а вечером передумали — в подобных случаях запреты не действуют. Важно добиваться исполнения запрета, не давая ребенку манипулировать родительскими чувствами.
Разумные запреты — подтверждение безусловной любви и проявление заботы о самом дорогом маленьком человеке.