Пальчиковые игры в детском саду преподносятся детям воспитателями — специалистами по дошкольному образованию, которые прекрасно знают, насколько важны и полезны развивающие игры для пальцев. Впрочем, совсем не только для пальцев, о чем многие родители даже не подозревают. Вот мы и расскажем чем, а также приведем примеры пальчиковых игр.
Чем полезны пальчиковые игры для детей
Пальчиковая гимнастика не только прекрасно развивает у ребенка мелкую моторику, но также способствует развитию:
- ловкости
- координации движений
- внимательности и скорости реакции
- памяти
- творческих способностей
О том, как пальчиковые игры важны для развития речевого аппарата мы уже писали ранее, но повторимся, что дети, с которыми регулярно играли в таки игры в дошкольном возрасте, в школе показывают лучшие результаты и в письме, и в чтении, и в математике, и в физкультуре.
Связано это с тем, что во время выполнения пальчиковой гимнастики задействованы не только пальцы, но и речь, слух, воображение и т.д — одновременно! Кроме того, все пальчиковые игры сопровождаются стихами (разными по содержанию для разных возрастов), стихи эти — не бессмысленный набор букв, поэтому в процессе дети в том числе учатся познавать мир.
И здесь очень важно, чтобы такая тренировка проводилась не просто регулярно, но умело — с артистизмом, в хорошем настроении и с внутренним пониманием, что вы не просто учите ребенка растопыривать или пересчитывать пальцы, а чему-то гораздо большему, но в игровой форме.
К слову сказать, умело выполненная (со стороны взрослого) пальчиковая гимнастика способна эмоционально разгрузить ребенка и снять даже самый тяжелый стресс — не зря такие игры присутствуют в активном арсенале многих врачей и психологов, а также логопедов, которым крайне важно снять с ребенка напряжение и зажатость.
Поэтому, играя со своим ребенком, не забудьте улыбаться и читать с выражением.
Пальчиковые игры для малышей от года до двух лет
Пальчиковое упражнение «кулачок» начинаем с растопыренной ладошки и загибаем каждый пальчик по мере его упоминания в стишке:
Этот пальчик маленький, (мизинец)
Этот пальчик слабенький,
Этот пальчик длинненький,
Этот пальчик сильненький,
Этот пальчик — толстячок, (большой)
Ну а вместе — кулачок!
Главное — не тороторьте! За время, пока вы говорите «этот пальчик» ребенок должен ощупать его со всех сторон и увидеть во всей красе, а за время пока вы даете ему характеристику (маленький, длинненький и т.д.) соотнести увиденное/ощущаемое с тем, что говорится.
Пальчиковое упражнение «в гости» начинается наоборот с кулачка. Отгибаем пальчики по очереди, непосредственно по мере появления их в тексте, акцентируя внимание именно на названии пальца, делая интонационные паузы.
Понятно, что на последних двух строках пальчики можно сжать в кулак и обратно.
В этом возрастном периоде (от года до трех лет) дети научатся распознавать свои пальцы, и выучат, как они называются. Дальше пальчиковые игры не будут завязаны на каждый палец в отдельности. Поэтому именно сейчас имеет смысл рассказать про каждый палец интересную историю (отличительную особенность):
- мизинец — самый маленький палец на руках и ногах не только у людей, но и у животных; с древне-русского языка так и переводится «самый младший»
- безымянный — на некоторых языках называется «кольцевым» пальцем, т.к. на него надевают обручальные кольца. Почему именно на него? В древности существовало поверье, что только от этого пальца напрямую к сердцу идёт вена или нерв. На Дальнем Востоке он называется лекарственным, т.к. им принято размешивать различные снадобья.
- средний — самая крайняя точка вытянутой руки
- указательный — самый трудолюбивый, так как используется чаще всех в силу анатомической особенности
- большой — состоит всего из двух фаланг
Если пальчиковые игры связаны со счетом, а именно с пересчитыванием пальцев, начинайте счет с большого пальца — именно он считается 1-ым пальцем, мизинец, соответственно,- пятый, а не наоборот. Научить ребенка правильно сразу значительно проще, чем потом переучивать.
Пальчиковая гимнастика для детей до 3 лет
Здесь слово гимнастика уже имеет полный вес, и пальчики действительно тренируются (что станет особенно полезно тем деткам, кого родители планируют отдать в музыкальную школу, для того, чтобы овладеть инструментом нужен не только слух и упорство, а какой инструмент выбрать ребенку мы писали ранее).
Зайка по лесу скакал,
Зайка корм себе искал. (пальчики сначала выполняют подпрыгивающие движения по столу, а затем перебирающие)
Вдруг у зайки на макушке поднялись, как стрелки, ушки (пальчики подпрыгивают к голове и изображают заячьи уши).
Шорох тихий раздается:
Кто-то по лесу крадется! (указательный и средний пальцы медленно «идут»)
Заяц путает следы,
Убегает от беды. (медленное перебирание сменяется быстрым «бегом» по кругу — путает же следы!)
Пальчиковая гимнастика для детей от 4 до 7 лет
А в этом возрасте уже и от самих деток потребуются энные актерские способности, так как гимнастика становится более сюжетной и деятельной. Но, она может стать и более интересной, если учесть, что это возраст «почемучек», которым все интересно не только узнать, но и сделать. Пресловутые тени на стене в виде зверей — чем не гимнастика для пальцев?
Да, этот вариант может быть менее динамичным в дивжениях, зато весьма продуктивным в вопросе развития воображения и креативности мышления.
Кто знает, что и как щелкнет в голове у вашего ребенка. Иногда даже самые простые вещи вызывают не просто бурю восторга, но и запускают в мозге такие мыслительные процессы, что не каждому взрослому по зубам.
Пальчиковая разминка «зима»
Раз, два, три, четыре, пять, (как обычно — в правильной последовательности загибаем пальчик за пальчиком!)
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили, (лепят обычно согнутыми в полукруглую лодочку ладошками)
Птичек крошками кормили. (сначала первыми тремя, а затем всеми пятью пальчиками имитируем, как крошили)
С горки мы потом катались (проводим ладонью одной руки от ключицы до кисти другой руки),
А еще в снегу валялись. (перекладываем ладошки на столе то тыльной стороной вверх, то наоборот)
Все в снегу домой пришли, (отряхиваемся)
Съели суп и спать пошли. (показываем «наворачивательные» аппетитные движения ложкой, кладем ручки под щечку и убедительно сопим)
Главное включить фантазию, руками можно показать, что угодно:
В понедельник я стирала, (потереть один кулачок о другой)
Пол во вторник подметала… (расслабить кисть и произвести метущие движения)
Согласитесь, не так сложно. А ведь можно и совместить, особенно когда дети подучат несколько таких стишков. Совместить с чем, вы спросите? А почему бы и не с «крокодилом»? Помните такую старую добрую игру, когда без использования слов нужно объяснить то или иное слово. Один малыш начнет, а все остальные догадаются/вспомнят и продолжат. Особенно весело заниматься пальчиковой гимнастикой под музыку, тем более в садике, где ребятишек много и в процессе можно водить хороводы и вообще превратить процесс в самую веселую и желанную игру.
Но, садик садиком, не забывайте про пальчиковые игры и дома!